Блог о здоровом питании и здоровом мышлении

Взгляд на сыроедение с позиции Аюрведы 17.7.02014

Когда-то давно я делился в блоге некоторыми соображениями о сыроедении. Сейчас я хочу посмотреть на этот вопрос более широко и дать более подробные комментарии — разумеется, с позиции Аюрведы.

Итак, какими свойствами обладают сырые продукты? Возьмем, чтобы было проще, овощи. Путем обычных наблюдений несложно убедиться, что они, как правило, легкие, грубые, холодные, жесткие, а также, может быть, сухие, шершавые.

Все эти свойства характерны также и для Вата-доши. Поэтому употребление в пищу данных продуктов, учитывая аюрведический принцип «подобное увеличивает подобное», будет способствовать усилению Ваты. Одновременно, будет ослабевать Капха-доша, поскольку свойства указанных продуктов противоположны свойствам Капхи (которая тяжелая, влажная, мягкая, гладкая и т.д.) и здесь срабатывает принцип «противоположности уменьшают друг друга».

Можно посмотреть на эти процессы и с такой стороны: для увлажнения сырой пищи требуется больше секретов Капхи, а это означает дополнительный расход жидкости в организме. Меньше жидкости — Вата увеличивается, Капха уменьшается (т.к. Вата — сухая, а Капха — влажная).

А что можно сказать о приготовленной пище? Очевидно, она утрачивает часть свойств Ваты, становясь более влажной, теплой, мягкой, тяжелой. Возьмите, например, капусту: сырая, когда вы ее нашинковали и только положили в сковородку, она торчит во все стороны; после приготовления — тяжелеет и как бы опадает.

Соответственно, употребление сырых продуктов оказывает сокращающее воздействие на ткани организма. Нужно ли это? Когда имеет место избыток тканей (например при ожирении — следствии повышенной Капхи), то, безусловно, да. При тканевой недостаточности (т.е. при истощении, что может говорить о высокой Вате) — понятно, что нет.

Еще одно соображение. Когда пища проходит тепловую обработку и, соответственно, трансформируется в более удобоусвояемую форму, то в результате экономится наш внутренний пищеварительный огонь. Иными словами при внешней теплообработке мы избавляем свой агни от дополнительной работы.

Поэтому сырая пища в большей степени подходит к употреблению людям с сильным (повышенным) пищеварительным огнем — это, как правило, представители Питта-типа. При слабом пищеварительном огне (обычно характерен для людей Капха-конституции) сырая пища может быть переварена не полностью, результатом чего может быть образование амы (что, согласно Аюрведе, является серьезным болезнетворным фактором). Поэтому таким людям сырая пища на постоянной основе не рекомендуется. При нормальном состоянии агни сырая пища рекомендуется в небольших количествах (пример — райты в индийской кухне).

Кстати, сырая пища может возбуждать и Питту, если будет обладать острым или кислым вкусом. Например, это лук, чеснок, редис, репа, помидоры и пр. Кстати, острые овощи обычно становятся более приемлемыми для Питты также после тепловой обработки.

В силу перечисленных свойств, сырая пища не подходит людям Вата-типа, у которых обычно имеет место недостаток тканей и неустойчивый агни пищеварения. Я как-то проводил небольшой опрос среди сыроедов, и те из них, кто имел Вата-конституцию, говорили о повышении симптомов Ваты и в целом о плохом самочувствии при такой диете. Соответственно, не уместна такая пища в рамках тонизирующей терапии, когда необходимо наращивать ткани (но я не говорю об орехах, которые, напротив, хороши для питания тканей). В данном случае термообработанная пища предпочтительнее — она, как уже сказано, несет меньше Ваты.

Я уже отметил, что сырая пища полезна при высокой Капхе, поскольку оказывает сокращающее воздействие. По тем же причинам эта еда хороша в случае необходимости очищения организма от амы (по своим свойствам ама похожа на Капху). Здесь также надо отметить, что сырые продукты (овощи, зелень) зачастую обладают горьким и вяжущим вкусами (т.к. несут в себе первоэлемент воздуха), которые как раз и применяются для избавления от амы. Но возникает вопрос, как быть с агни, который, что при Капха-, что при ама-состояниях, ослаблен? Ответ очевиден — агни нужно разжигать, например, с помощью специй. Можно употреблять и проростки (они содержат ферменты, помогающие организму перерабатывать аму).

Наверняка многие слышали, что сырые овощи и листовая зелень рекомендуются к употреблению с мясной пищей. Мясо — это продукт, при употреблении которого велика вероятность образования амы. А выводить аму как раз-таки и помогут указанные продукты. При этом горький вкус улучшает также переваривание жиров, которые содержатся в мясных продуктах и обычно плохо усваиваются.

Негативные свойства сырой пищи (т.е. избыток Ваты) могут быть частично нейтрализованы. Для этого можно использовать масла (которые являются тяжелыми, теплыми, в плане энергетики, и влажными — в противовес легкому, холодному и сухому), кисломолочные продукты (йогурт, сметана; они чуть теплые и тяжелые) и упомянутые уже горячие специи с приправами (это может быть красный перец, имбирь, уксус, лук и чеснок, соль; кстати, соль способствует выработке слюны и пищеварительного сока и ее хорошо использовать Вате).

Выше я говорил, в основном об овощах и зелени. А что с фруктами? Они обычно обладают сладким и кислым вкусами, реже — вяжущим (это гранат, некоторые виды яблок и груш). По качествам они также легкие, хотя могут быть более влажными, менее грубыми и менее жесткими. Как видно, многое здесь зависит от конкретного продукта. Но в целом, фрукты — это достаточно легкая пища и не подходит в качестве основы для питания также легкой Ваты. Кроме того, сладкий вкус может увеличивать аму и Капху (в то же время способствуют очищению кислые фруктовые соки и фрукты с вяжущим вкусом, как, например, гранат).

И все-таки. Некоторые наверняка могут продолжать испытывать сомнения, указывая на то, что свежие овощи и фрукты — это богатая Праной пища, используемая, в частности, для развития сознания. Аюрведа этого не отрицает. И такая пища рекомендуется, например, при т.н. брахма-расаяне — терапии, которая имеет целью омоложение ума. Особенно здесь полезны фрукты — в них больше всего первоэлемента эфира (по этой причине они хороши также и при занятиях йогой). Но за ум можно браться, очевидно, тогда, когда решен вопрос с телом, т.е. когда доши находятся в равновесном состоянии. И представителям типа Вата все равно могут требоваться некоторые корректировки (меньше сырых овощей, больше паровых; также хорошо, если проходят термообработку и фрукты). И в любом случае, как говорит Аюрведа, фрукты и овощи не могут быть единственной пищей. Даже в рамках саттвичной диеты Аюрведа рекомендует злаки с бобами (термообработанные, разумеется) и молочные продукты.

По временам года сырая пища лучше подходит к употреблению весной (в климате усиливается Капха и на этом фоне уместно проводить очистительные процедуры, которые могут возбуждать Вату; кроме того, за зиму в организме скапливаются токсины, которые приходят в движение с наступлением влажной и теплой погоды, — от них необходимо избавиться) и летом (когда тепло и организм не расходует энергию на обогрев). Зимой и осенью, когда обычно преобладает Вата (имеется в виду холодная, сухая, ветреная, ясная погода), такая пища к употреблению не рекомендуется.

Еще один момент. Сырые овощи не рекомендуют употреблять вместе с приготовленными. По крайней мере, соотношение приготовленных/сырых продуктов не должно быть равным, одно должно преобладать, другое — употребляться в небольших количествах. Пример — те же райты в аюрведической кулинарии, которые добавляют к основным блюдам в количестве до пары столовых ложек.

Предыдущая заметка:
Следующая заметка:

8 комментариев | RSS комментариев

Лена, 27.8.02014, 10:45:

Очень полезно. Мы можем контролировать калории из пищи,которые мы кушаем. Я думаю,что можно сократить 3500 к 7000 калории в неделю из плана питания-это хорошо.

Ирина, 10.10.02014, 23:18:

У меня небольшой опыт сыроедения, но мне понравилось. По конституции я больше кафа. В этом году весной за 2 месяца с помощью сыроедения удалось убрать 9 кг лишнего веса. С удовольствием вспоминаю зеленые коктейли и сыроедческие каши. Но сейчас как-то больше хочется вареной пищи. Весной еще попробую.

Mike Kolesnik, 11.10.02014, 17:49:

Действительно, весна — хорошее время для работы с Капхой, да и для очищения — тоже. Кстати, рекомендую обратить внимание также на этот материал: http://mike.kolesnik.ru/2014/03/12/vstrechaem-vesnu/ Там рассказано о том, что еще можно делать в этот период

Вадим, 21.5.02015, 08:33:

Сырая пища, все та же капуста, в не приготовленном виде содержит значительно больше воды, чем в приготовленном! нагрев пищи это в первую очередь её дегидрация, выпаривание воды. В таком случае я никак не могу понять как это приготовленная пища (речь все еще о сырых овощах) может содержать больше воды, чем сырая, когда сырые овощи и фрукты на 70-90% состоят из воды! По поводу Агни – для сырой пищи в Агни нет никакой необходимости, она обладает свойством называемым аутолиз, за счет микрофлоры содержащейся в самой пище, другими словами — самопереваривание. Термическая обработка же стерилизует пищу делая её мертвой и непригодной для самопереваривания.

Ольга, 2.11.02015, 08:57:

Для меня это делема, конституция у меня вата-пита,увлекаюсь аюрведой, но в то же время год как сыроед и с сыроедения уходить не хочется, хотя появились проблемы с желчным. Пока решила остаться на сыроедении, просто все блюда, кроме салатов буду подогревать, больше использовать сыроедческих каш из пророщенных круп,включила в рацион масло Гхи и на ночь фермерское молоко с мускатным орехом.

Mike Kolesnik, 2.11.02015, 10:33:

Ольга, увлекаетесь аюрведой, но едите сырую пищу… Что же это за аюрведа такая? :) Временный положительный эффект от сыроедения никто не отрицает. Но в качестве долговременной диеты это может приносить проблемы. Зачем вам это нужно? Можно же просто практиковать время от времени…

Galina, 5.11.02015, 16:40:

Согласна с Ольгой, прямо дилемма. У меня от вареной пищи начинается тяжесть в желудке, лень, упадок сил. В последний раз была в аюрведической клинике 21 день, так к концу второй недели прямо депрессия началась от этой вареной еды. Пришлось посидеть на голоде и кокосовой воде.

Nitja rūpa, 26.3.02016, 13:49:

Galina, представлюсь, живу в Риге, технолог аюрведического питания при аюр ведической клинике.. Вопрос.. А как часто вы пьете квашеные напитки? Например сок квашенной капусты? Почему ворос..? Потому что по вашему описанию у вас не хватает именно бактерий в кишечнике.. В Индии такой проблеме не существует.. А у нас, белых кожей и живущих в сыром и холодном климате — это проблема.. И поэтому древние нам оставили формулу- ЩИ ДА КАША пища наша.. Щи -жто не рецепт супа.. Это концентрат молочно-кислых бактерий..,в сыром содержаться энзимы.. Для человеческой микрофлоры они слабенькие… Поверьте-соки квашенных овощей и трав вернут вам боготврское пищеварение!

Что вы об этом думаете?

Имя *
Email * (не публикуется)
Сайт
Авторские права, 2012—2017, Михаил Колесник. Контакт.

В этом блоге я делюсь своим опытом применения в повседневной жизни древних знаний, пришедших к нам с Востока. Меня интересуют вопросы здоровья, взаимоотношений, мышления. Аюрведа, ведическая астрология (джйотиш), йога и многое другое

Подписаться по RSS

Полезные ссылки

Аюрведа

Кулинарные рецепты

Йога, оздоровление, духовные практики

Дети, материнство

Магазины и кафе здорового питания

Useful links