Блог о здоровом питании и здоровом мышлении

«Мамам и папам детей с небес» 19.12.02013

Предлагаю вашему вниманию небольшой конспект книги Р.Нарушевича «Мамам и папам детей с небес. Ведические принципы позитивного родительства».

Правда, это не полный конспект: я пропускал какие-то вещи, которые для меня были очевидны, хотя вполне возможно, что для кого-то они могли бы оказаться важными.

Итак, вот что получилось:

  • Принципы позитивного родительства:

    • Ты можешь быть другим и отличаться от других
    • Ты можешь совершать ошибки
    • Ты можешь выражать негативные эмоции
    • Ты можешь хотеть большего
    • Ты можешь сказать «нет», но последнее слово — за родителями
  • Неправильный подход: у меня хорошее настроение — ребенку можно все; плохое — я наказываю. К чему ведет: а) к бунту со стороны детей; б) к самоуничтожению со стороны детей

  • Детям до 5 лет нужна защита и любовь. Тот, кто недополучил любви, не сможет ее отдавать (отдавать будет нечего)

  • Присутствие рядом несчастливого родителя дает сигнал: «Я что-то делаю не так»

  • Глаза дочери — в сердце отца. Глаза сына — в сердце матери

  • Два стимула к развитию: любовь и страх. Страх — это избежание страданий. Любовь — стремление к счастью. Если стимул — это страх, то не получишь счастья

  • Дети проявляют те эмоции, которые мы подавляем. Например, мама подавляет напряжение, что ее ребенок в гостях будет вести себя плохо. В результате, ребенок действительно ведет себя плохо, «помогая» маме выплеснуть эмоции. «Треснешь как следует — ребенок шелковый». Он становится шелковым, потому что мама сняла напряжение

  • Нас раздражают в поведении ребенка наши собственные эмоции, которыми мы его загрузили

  • Ребенок не умеет выстраивать логические цепочки и абстрагироваться от ситуации: если сейчас происходит плохое (его ругают), ему кажется, что это будет всегда. Поэтому:

    • не следует осуждать за капризы (например, когда нет рядом родителей — он не понимает, что это временно);
    • ограждать от любого негатива
  • Наказание в трех гунах: в невежестве; в страсти; в благости. Первые два — в состоянии гнева, последнее (единственно правильный вариант) — с добрым сердцем

  • Веды: ребенок до 5 лет — царь (разрешается все), от 5 до 14 — слуга (можно наказывать), после 15 — друг (общаться на равных; наказывать уже поздно)

  • Посрамление, сравнение с другим ребенком — скрытые формы насилия

  • Родители: а) строгие; б) либеральные. Ни то, ни другое неправильно, нужно искать золотую середину, мотивировать ребенка к сотрудничеству (как — см. ниже)

  • Типы детей:

    • сенситивный (вода). Эмоциональные, тонко чувствуют нужды и желания других людей. Отзывчивые. Не коммуникативны. Потребность — чтобы их выслушали и поняли их чувства. Переключение на позитив не помогает. Нельзя наказывать за негативные эмоции;

    • активный (огонь). Потребность — действовать и достигать результатов. Будут сотрудничать, если для них есть план действий. Если плана нет, действуют по своему усмотрению — переходя к деструктивным последствиям. Лидеры, могут и должны организовывать других детей. Подчиняются авторитету («Так папа сказал»). Мучительно переживают покой. Действуют и ошибаются — нельзя наказывать за ошибки. Нельзя критиковать при других. Нужна похвала. Мотивация: «Давай сделаем …» (а не «сделай»);

    • коммуникативный (воздух). Основа — познание себя и окружающих, восприятие мира, отношения. Не любят рутину. Много чего начинают и бросают, забывают. Их мотивируют перемены. Избыток информации, впечатлений (СМИ, развлечения) разрушителен;

    • рецептивный (земля). Хотят знать, что произойдет дальше, чего стоит ожидать, что будут делать окружающие. Мотивация: режим, повтор и ритм. «Настало время делать то-то» (=»Все под контролем»)

  • Если подавлять сопротивление ребенка, то он перестанет понимать свои желания, станет плыть по течению и подвергаться влиянию других. Также станет перенимать тактику подавления, насилия по отношению к другим

  • Внешняя покорность ребенка не то же самое, что подчинение. Первое — воля сломлена, нет желания достигать целей. Второе — готов к сотрудничеству

  • Либеральное воспитание: жертвуем собой и НЕ побуждаем к сотрудничеству (отношения «Проиграл/Выиграл»)

  • Ошибки при взаимодействии с детьми:

    • риторические вопросы
    • оправдания и длительные пояснения по поводу того, зачем нужно что-то сделать (снижается авторитет родителя)
    • нравоучения
    • душеизлияние
    • угрозы
  • Когда просишь о чем-то, не отделяй себя от ребенка (Правильно: «Давай сейчас наведем порядок. Я помою посуду, а ты уберешь игрушки»; ключевое — «мы наведем порядок»)

  • Похвала: не нужны эпитеты, оценки. За что я благодарю? Какие чувства испытываю?

  • Если человек не чувствует возможности испытывать счастье от того вида служения, которое ему понятно и доступно на данный момент, он теряет мотивацию к служению вообще. У детей служение — это делать то, что нравится им самим, а не тем, кому они помогают. Нельзя осуждать за это

  • Девочки больше нуждаются в заботе. Мальчики — в доверии. В раннем возрасте и тем, и другим, нужно больше заботы. Потом — больше доверия. Поэтому дочь должна быть под опекой матери, а сын — под опекой отца (так было в ведическую эпоху)). Иначе родители будут давать детям не то, что им нужно

  • Освобождение от стресса: мальчики — уединение, молчание, помогать — когда просит; девочки — общение.

  • Типы интеллекта: академический (хорошо учится), эмоциональный (важны отношения), физический (спорт), творческий (воображение; не вписываются в стандарты), художественный (сценическая деятельность), мудрый (ищут суть вещей), интуитивный (знают, не изучая; нельзя заставлять учиться); особый талант. Нельзя сравнивать детей

  • Нельзя осуждать за ошибки:

    • фокусироваться на исправлении ошибок;
    • дети не могут выстраивать логические цепочки. Бесполезно сокрушаться, «как он мог так поступить»;
    • детям для развития нужна атмосфера безопасности. Если корить за ошибки, такой атмосферы не будет. Будет страх совершения ошибок;
    • до 9 лет не могут учиться на ошибках;
    • ребенок учиться на примере. Родители должны не осуждать (иначе ребенок тоже будет осуждать), а показывать, как исправлять ошибки;
    • последствия осуждения за ошибки: скрытность и вранье; не будут ставить высоких целей (жизнь в зоне комфорта); наоборот, будут ставить очень высокие цели, но будут постоянно неудовлетворены жизнью; будут постоянно оправдываться, снимая с себя ответственность; пониженная самооценка;
    • признавать ли родителям свои ошибки (при детях)? Да, тогда и дети научатся тому же;
  • Нельзя осуждать за желания:

    • две составляющие счастливой жизни: человек должен быть доволен тем, что имеет, и не должен бояться хотеть большего;
    • когда родители не могут исполнить желание, это нормально. Неправильно осуждать за желания;
    • когда желания подавляются (осуждением), возникают негативные эмоции;
    • в конченом счете подавляется понимание своих желаний, ломается воля ребенка, он перестает сотрудничать. Даже может стесняться отпрашиваться в туалет. Подвергается влиянию толпы (т.к. нет своих желаний);
    • грань между удовлетворением потребностей ребенка и баловством: неправильно, когда отказываем себе в покое ума, в развитии, в своих желаниях. Не должно быть эмоционального рабства (страх перед капризами)
  • Нельзя осуждать за эмоции:

    • если сильно покровительствовать, жертвуя своими интересами и ценностями, то человек попадает в зависимость и начинает ненавидеть покровителя. Поэтому нельзя лишать ребенка возможности пережить негативные эмоции;
    • нужно уметь признавать чувства ребенка («5 секунд молчания»);
    • если мы его принимаем даже в негативном эмоциональном состоянии, то, пережив стресс, он увидит, что его по-прежнему любят. Со временем начнет понимать, что любовь важнее всего.

Комментировать | RSS комментариев

Что вы об этом думаете?

Имя *
Email * (не публикуется)
Сайт
Авторские права, 2012—2017, Михаил Колесник. Контакт.

В этом блоге я делюсь своим опытом применения в повседневной жизни древних знаний, пришедших к нам с Востока. Меня интересуют вопросы здоровья, взаимоотношений, мышления. Аюрведа, ведическая астрология (джйотиш), йога и многое другое

Подписаться по RSS

Полезные ссылки

Аюрведа

Кулинарные рецепты

Йога, оздоровление, духовные практики

Дети, материнство

Магазины и кафе здорового питания

Useful links