Блог о здоровом питании и здоровом мышлении

Поездка в Индию 3.3.02016

В этой заметке я хотел бы рассказать о впечатлениях от своей поездки в далекую Индию, которая состоялась в октябре 2015 г.

Я не могу сказать, что это путешествие дало мне какое-то законченное представление об Индии. Находясь на одном месте да и к тому же — непродолжительное время (хотя кто знает, 3 недели — это много или мало?), много ли узнаешь о такой большой стране с богатой историей?

Поэтому все нижеизложенное — это всего лишь маленький такой лоскуток, небольшой срез. Без претензий на полноту и без желания что-то обобщить.

[ * * * ]

Итак, место действия — юг Индии, штат Керала, город Варкала. Время — октябрь 2015-го. Цель — панчакарма.

Отголоски Индии я начал улавливать еще будучи в самолете на пути в Тривандрум. Вокруг — сплошь индийцы, европеец — только один я. Туристический сезон еще не открыт. В меню, которое предложили пассажирам, улавливаются национальные нотки. Интересно, на пути из Москвы в Абу-Даби (рейс до пересадки) на кухню какой страны нам намекали? Оцените вегетарианское меню: салат из макарон (с овощами в гомеопатических дозах), макароны с каким-то кетчупом и … булочка. Ну да ладно, пережить можно.

Первое впечатление от Индии связано с контрастами. Ночь, жара (после московской-то осени), пальмы, много встречающих (мне показалось, что это были просто любопытствующие, хотя самолет прилетел глубоко ночью), двое (а не один) встречающих таксистов с величественной осанкой, обернутые в какие-то простыни (как потом выяснилось, разновидность национальной одежды — дхоти), левостороннее движение. На пути следования до отеля периодически накатывают ливни. Какая-то высокая концентрация населения — между двумя городами, т.е. там, где, по идее, никто не живет, я так и не увидел пустых (в смысле — нетронутых людьми) мест, кругом какие-то постройки, ларьки, кибитки.

Мое жилище на ближайшие три недели — так называемый отель со звучным названием «Varkala Palace». Бывший «дворец» махараджей. Менеджер отеля по имени Судхиш, с которым я потом смогу вдоволь пообщаться на самые разные темы, как бы извиняясь, периодически сетует на условия. Вот, мол, скоро сделаем ремонт, тогда будет другое дело…

Ну а пока… Да, условия — спартанские, впрочем другого и не надо. Хотя какая-то звукоизоляция, пожалуй, не помешала бы. Махараджам вряд ли было до этого дело, тогдашние транспортные средства явно не издавали столько шумов.

Кстати, о шумах. Есть такая традиция у водителей в Индии — сигналить по поводу и без повода. Ладно — делать это там, где не видно дороги за поворотом. Но вот аккурат около моего «дворца» дорога делает петлю на 180 градусов, видно все прекрасно — ни деревьев, ни стен — однако находятся те, кто перед маневром предусмотрительно жмет на клаксон, видя, что машин вокруг вообще нет! Охх…

Почему-то, не раз замечаю, в этих краях не используют такие элементы сантехники, как смесители. В итоге, горячая и холодная вода текут из разных кранов (такую систему я видел здесь даже … на туристическом корабле). Большой проблемы нет — ведро и черпачок всегда готовы помочь. Да и при местной жаре холодный душ бывает в самый раз. Первые пару дней я его и принимал — но просто из-за того, что думал, будто горячую воду тут нагревают не сильно. Течет себе немного тепленькая, ну и нормально. Оказалось, надо попросить включить водонагреватель…

Еще характерная особенность моего отеля — тесное соседство с братьями нашими меньшими. Я, кстати, хотел жить так, чтобы быть ближе к природе, и вот, пожалуйста… Вы никогда не замечали, что желания обычно исполняются, но не всегда именно так, как мы того ожидаем?… Надо было точнее визуализировать. Ну да ладно, в общем ящерицу я хотел как-то выпроводить из своего номера, но никак мне это не удавалось — бегает как угорелая и постоянно прячется в какие-нибудь щели. Потом мне кто-то сказал, что ящерицы могут питаться комарами — я и успокоился. Еще был какой-то жук, размерами с нашего жука-носорога, с ним я все-таки предпочел расстаться. Ну и муравьи — они налетали на любую провизию, которую я иной раз оставлял по неосторожности в номере, а рядом с урной могли в одночасье построить муравейник.

[ * * * ]

Наверное на кухню любой страны накладывает отпечаток тот факт, что в этой стране в больших количествах произрастает какое-то определенное растение.

В Керале, например, популярны бананы — растут они здесь повсюду. Вы могли бы подумать, что их, например, подают отварными (в «мундире»), как гарнир? Или — жарят с луком, как картошку? Или добавляют в овощное рагу? Я уже не говорю про десертные варианты — типа банан в кляре или просто запеченный банан. Конечно, для каждого блюда нужен свой сорт. Тот, что идет в качестве «картошки» с луком, в сыром виде вообще не едят.

Интересно, что есть очень дорогие сорта бананов. Объясняется это тем, что на одном «дереве» (или как это назвать) плодов вырастает совсем немного — около 5 штук за год. Причем, вот что любопытно: женщинам запрещено дотрагиваться до деревьев этого сорта, иначе бананы вообще не вырастут. Индийцы уверяют, что это сущая правда, а не какая-то красивая легенда. Те женщины, которым при мне об этом рассказали, сразу захотели провести эксперимент…

Еще кругом растут кокосовые пальмы. Это тоже влияет на кухню: кокосовую стружку добавляют в овощные рагу, делают отдельную кокосовую закуску со специями (кокосовое чатни), кладут кокос в лепешки, блины и сладости. Туристам дают возможность утолить жажду кокосовым молоком. Подходишь к прилавку, тебе выбирают кокос, надрубают его и дают трубочку — можно пить. Потом, когда все выпито, раскалывают кокос пополам и вручают щепку, говоря при этом «spoon» (ложка). Мол, можешь наскрести себе мякоти этой «ложкой».

Но я начал, пожалуй, с неосновных вещей. А что же основное? Я назову рис и вряд ли погрешу против истины. К тому же, обилие риса в индийской кухне — это то, что отмечают многие приезжие. Рис — это основное блюдо, которое могут подавать не то, чтобы каждый день, а в каждой трапезе. Гречка здесь вообще не популярна, ее практически не выращивают (я, хоть и интересовался у местных, но так и не понял, в чем причина). Не встречал и овса (что интересно, через пару недель пребывания организм четко затребовал овсянки).

Что обычно нам подавали. На завтрак — несколько блинов (из рисовой или пшеничной муки) плюс овощная закуска, одного или двух видов. На обед — пресловутый рис и к нему много всего разного — овощные карри, чатни (острая закуска), блюда из бобов (чечевицы), суп. Подается все это так: на тарелке — горка риса, а все остальное — вокруг в маленьких чашечках. Можно все это смешивать в рисе. Можно есть по отдельности. На ужин — пара пшеничных лепешек (чапати) и что-нибудь овощное.

Осенью в Керале проводится праздник урожая Онам. Вот, что пишут о его происхождении:

Согласно легенде, когда-то Кералой управлял добрый, щедрый и отважный король Махабали, который законно получил небесное царство. Однако боги были недовольны этим решением и обратились к богу Вишну, чтобы тот помог отнять у царя Махабали небесное царство. Вишну согласился им помочь. Зная о щедрости и благотворительности короля, Вишну пришел к Махабали в форме карлика-брахмана Вамана и попросил короля дать ему землю, которая умещалась бы в три его шага. Махабали согласился отдать землю карлику. Вишну начал увеличиваться в размере и за два шага покрыл всю Землю, небо, небесные планеты и остальную часть Вселенной. Но третий шаг было сделать некуда, и Махабали предложил ему свою голову. Тронутый преданностью и смирением короля, Вишну отправил Махабали на низшую из планетных систем, а сам стал привратником в его дворце и предоставил ему возможность посещать свое королевство каждый год в течение четырех дней

.

Вот в течение этих четырех дней, когда жителей Кералы «навещает» их давний правитель, и проводятся торжества.

Еду подают по старой традиции — на банановых листьях. Сидят все не за столом, а, также по традиции, на полу. Пищу принимают руками — никаких столовых приборов.

Кстати, как мне объяснили, есть во всем этом определенный практический смысл. Например: когда ты ешь сидя на полу, да и еще в позе по-турецки, живот немного сжимается и это подстраховывает от переедания (а куда без этого во время застолий). Или — почему едят руками. Считается, что во время еды нужно задействовать все органы чувств, не только вкусовые рецепторы. Пища должна радовать глаз, издавать приятный запах. Когда мы ее берем в руки, то подключаем осязание. Вот только, задумался я, как она может тешить нас через слух? Об этом я забыл спросить. Может, шипением на раскаленной сковородке? Но это уже что-то мексиканское…

Что касается блюд, то в разных уголках страны, готовить могут что-то свое, неповторимое. Мне сказали, что даже в соседнем штате, могут не знать многого из того, что популярно, скажем, в Керале. И наоборот. И вот пример: меня здесь уверяли, что кхир (сладкий рис) готовится строго на воде, с добавлением топленого масла (ну и разных специй). Однако же «Аюрведическая кулинария» Васанта Лада (он, кто не знает, индиец) предлагает разные варианты, но все они на молоке.

[ * * * ]

Я не могу ничего сказать о политической ситуации в Индии. Знаю лишь, что коммунистическая партия — № 1 в Керале. Иногда представители этой партии разъезжают по городу на автомобиле и к чему-то настойчиво призывают через громкоговорители. Прочие средства агитации тоже нельзя не заметить.

[ * * * ]

Санитарной обстановкой в Индии пугают многих. Мне повезло, и ни участником, ни свидетелем каких-либо происшествий, связанных с этим, я не стал. Хотя шансы были. Вот пример — шли мы по улице с моими сопровождающими, как вдруг хлынул дождь. Решили укрыться в ближайшем кафе. Естественно, надо что-то заказать. Ко мне подошел хозяин с подносом, на котором были какие-то пирожки. Я, как это бывает, замешкался на какое-то время с выбором, и хозяин … сделал этот выбор за меня — положил пару пирожков мне в тарелку. Руками. Голыми. Без всяких там пакетиков или перчаток. Ну что делать, гостеприимство — вещь такая… Зажмурился, съел. В общем, не раз я наблюдал такую вот простоту.

[ * * * ]

Вокруг (места-то туристические) периодически встречаются небольшие аюрведические клиники. Я насчитал штуки 4 в радиусе пешей доступности. Говорят, около половины таких заведений — мошеннические. То есть массаж, конечно, сделают, масло на голову польют, трав каких-то дадут. Может, и мантры прочитают для пущей важности. Но…

Ехать в Индию на панчакарму вслепую не стоит. Нужны рекомендации.

Об Аюрведе, кстати, здесь любят порассуждать. Судхиш, подловив меня в очередной раз у входа в гостиницу (а постояльцев-то нет, пообщаться особенно не с кем), напутствует (тоже в очередной раз): «У болезни, как и у дерева, есть ветки, а есть корни. Аюрведа вырывает корни. Современная же медицина часто просто стрижет ветки».

Аюрведический врач клиники, по имени Вену, тоже любит высказываться образно: «Почему нельзя кушать после захода Солнца? Посмотрите вокруг, бутоны цветов закрываются, птицы перестают петь, природа засыпает. Так же и в организме человека. Особенно плохо есть на ночь молочные продукты: каналы сужаются и слизеобразные продукты их засоряют».

[ * * * ]

Что такое панчакарма — рассказывать долго. Процедур много, они разные и что именно назначают — зависит от конкретного человека.

Во время панчакармы обычно нельзя загорать и купаться в океане. И не только это. Не рекомендуется читать, писать, о чем-то много размышлять, стимулировать чувства (например, сильно радоваться или расстраиваться). Странно, не правда ли? На самом деле, смысл в этом есть и он весьма глубокий. При подготовке к очищению стимулируется определенное движение энергии. Необходимо выводить токсины из тканей в пищеварительный тракт. И, например, это влияет на характер и направление движений во время массажа. Если же организм подвергать какой-то незапланированной нагрузке, то энергия пойдет, выражаясь по-простому, как бы не тем путем. И эффект от очищения будет ниже. Вот такое объяснение.

Кстати, купаться в это время не разрешали и местные спасатели. Только в одном месте они давали возможность окунуться, а так в основном сразу начинали свистеть нарушителям. Волнение в море было не сказать что сильным, но, как мне объяснил Судхиш, все дело в боковых течениях, которые могут унести. Не так давно, с его слов, из-за этого погибло несколько человек. Они, замечу, были из России…

Удавалось ли соблюдать все предписания? Лучше не спрашивайте. Скажу так: стоит все-таки придерживаться правил, поверьте.

А так — был бы еще повод начать смотреть Махабхарату?

Хотя купаться нельзя, берег океана постоянно привлекает индийцев. Они съезжаются, чтобы просто провести здесь какое-то время. Особенно большой наплыв можно наблюдать на выходных. Забавно видеть как целая семья — родители и, скажем, еще парочка детей — умещаются на … маленьком мотороллере! Кто-то из них при этом еще умудряется держать увесистые сумки — очевидно, с провизией для пикника.

Вообще, выходные у океана — это особое время, которое я старался не пропускать. Почему? Потому что в это время наблюдалась особенно высокая концентрация счастливейших людей. Да-да! Людей, которым много не надо — просто погулять по берегу. Я, движимый корыстными целями, не упускал возможности подзарядиться позитивом.

[ * * * ]

Казалось бы, что зачем аюрведической клинике этот страшный шкаф? В простоте — сила. Надо взять плитку и поставить на нее кастрюлю с водой. От кастрюли протянуть шланг в этот шкаф. Когда вода в кастрюле закипит, залезть в шкаф и через 10 минут будет эффект как от настоящей парилки. Антуражем русской бани, правда, придется пожертвовать. Но зато практично.

Именно в подобных шкафчиках проводится аюрведическая процедура пропаривания. Сразу после сеанса масляного массажа. Смысл в том, чтобы масло проникло глубже в организм. Одновременно (в смысле в те же дни) масло принимается и внутрь. Таким вот путем тело готовят к очищению — поднимают токсины из глубоких тканей в желудочно-кишечный тракт. Затем после примерно недельного курса подготовки их быстренько выводят.

Что еще интересного в панчакарме? Вообще, это считается трудным делом. Нагрузка на организм сильная, приятного в очищении мало (процессы-то в организме идут не совсем привычные). Многим не нравится пить масло, но по мне — так нормально. Помню, свой первый прием: ко мне в 6 утра (это было на второй день после прибытия) нагрянул массажист, молодой парень по имени Биджу, протянул пробирку с маслом и стакан с горячей водой. Я покорно выпил. Он велел в ближайшие часы лежать, но не спать. «Угу», кивнул я, и через минуту отключился. После перелета, я думаю, по-другому быть не могло.

Еще один элемент, хорошо тренирующий выдержку, это когда ты сидишь на монодиете. То есть на завтрак, обед и ужин подают только рисовый суп. Рисовый суп, уточню, включает два ингредиента — рис и воду… Еще, бывало, к этому подавали отварной маш. Такая монодиета у меня продолжалась дня 3-4.

Доставляет удовольствие, пожалуй, широдхара. Это когда в течение минут сорока льют на лоб специальное лекарственное масло. Ощущения после процедуры такие, что все в жизни просто прекрасно и прекраснее быть в принципе не может :) Правда, разу к пятому уже приедается. Так и в остальном: доктор Вену, например, не раз повторял, что организм привыкает ко всему. К продуктам, к травам. И их нужно периодически менять (пересматривать рацион, вводя сезонные продукты), ничто не должно приниматься на постоянной основе.

Кстати, широдхара — это, строго говоря, не процедура панчакармы. Ее просто могут назначить как довесок.

Еще были разные массажи, с какими-то горячими мешочками (в которых травы), с рисовой мукой и молоком и т.д. Это также не панчакарма, скорее — элементы тонизирующей терапии (которая идет после очищения).

[ * * * ]

Океан дарит много разных возможностей полюбоваться видами. Главное — оказаться там в нужный момент.

Например, перед дождем…

Или с утра пораньше…

На закате…

[ * * * ]

Утренние занятия йогой и медитация на берегу океана — эта идея должна быть притягательной. Пока не попробуешь…

Без нарушителей спокойствия здесь не обойтись.

Во-первых, появление европейцев вызывает любопытство у местных жителей. Однажды (это, правда, было днем) меня буквально облепила стая мальчишек лет 12—14, которые захотели сфотографироваться. Экзотику, понимаешь, увидели. По-моему в тот же день с той же просьбой обратилась небольшая компания взрослых. Утром полегче, но тем не менее… Кому-то просто интересно посмотреть, что ты делаешь, кто-то начинает повторять за тобой.

Потом, не обходится без участия уже упоминавшихся мной братьев наших меньших. Как-то раз, удобно расположившись в позе для медитации, я вскоре был вынужден прерваться — кто-то явно кусал меня за палец ноги. Оказался крабик…

Размеров эти крабики — совсем небольших, похожи скорее на пауков. И чуть что — удирают с какой-то невероятной скоростью.

На что еще пожаловаться… Ах да, песок. Ну как-то неприятно с ним. Даже если ты на коврике.

В общем самым лучшим вариантом для утренних занятий оказалась крыша моего аюрведического центра.

Кстати, интересно, что на берегу океана заниматься йогой пытались только европейцы. Что касается индийцев, то кто-то бегал. Кто-то купался. Многие просто … ничего не делали. Что их заставляло приходить к океану с утра пораньше?

Поскольку недалеко находится храм, то часть пляжа отведена под разные ритуалы. Обычно тут проводят пуджи — такие службы в память об умерших предках. Во время службы складывают на банановый лист разные подношения (рис, лепестки цветов и пр.), браман читает молитвы/мантры, потом все это сворачивают и отправляют в океан. На пуджи приглашают всех — и местных, и приезжих. Да-да, браманы прямо обращаются к европейцам, приглашают провести ритуал. Здесь не важно, какого ты вероисповедания.

Несколько слов о самом храме. Его название — Janardanaswamy Temple, построен ни много, ни мало 2000 лет назад.

Заходя в храм я отчаянно старался не нарушить никаких тамошних правил пребывания. Свои традиции есть везде и не хочется никого обидеть своим неуклюжим поведением.

Особенности таковы. Сначала нужно зайти во внутреннее помещение, обойти его по часовой стрелке. Останавливаться около фигурок с различными божествами, с молитвой. Мужчины перед заходом в это помещение оголяют торс (вот вам влияние климатических условий на местные традиции). Затем следует выйти и пройтись по внешней территории, двигаясь тоже по часовой стрелке. Лучше три раза. Идти нужно, причем, по правильной траектории. От одного божества переходить к строго определенному другому (для меня это был уже недостижимый уровень).

Понятное дело, что обувь снимается до входа на территорию. А вообще, до посещения храма необходимо принять душ, можно у себя дома, конечно. Это строгое правило. Для паломников душ организован неподалеку.

Когда подходишь к одному из божеств, мужчины должны стоять с одной стороны, женщины — с другой. Это я понял уже потом, когда прочитал надписи.

В общем, я пытался ничего не забыть, но естественно периодически что-то путал. Ожидал, что сейчас кто-нибудь выскочит из-за угла и отчитает. Но к своему удивлению не встретил даже ни одного осуждающего взгляда. Так, кто-то поглядывал с любопытством — не каждый день здесь встретишь «бледнолицего» (на юге Индии, в отличие от севера, все жители с довольно темной кожей).

Вообще, Индия известна своей терпимостью к другим вероисповеданиям. Не успел я укрепиться в этой мысли, как в один из следующих разов меня буквально выставили вон за то, что я был в шортах. Хорошего понемногу :)

Еще один необычный ритуал — это когда что-то взрывают. Не знаю, какое название у этой процедуры, да и в чем смысл — тоже. Видел, что просто кидают какие-то шарики за пределы территории храма — они потом взрываются. Мы между собой называли это дело стрельбой, типа «о, опять стреляют». «Стрелять», кстати, начинали ни свет, ни заря, часов с 5 утра, а то и раньше. И еще потом вечером. Самое «интересное» — проходить мимо храма; в моменты таких взрывов всегда хотелось пригнуться…

Из приятного — это, конечно, музыка, которая частенько доносилась из храма, особенно по вечерам. Обычно это были записи, но иногда играли и вживую (например, скрипка с какими-то ударными). Я пытался найти диски с этой музыкой, мне обещали их достать, но…

[ * * * ]

Все знают, что корова — это священное животное в Индии. Загвоздка в том, что индийцы перестают держать коров. Уменьшаются участки, для кого-то это дорого. Да и магазинная молочная продукция, как и везде в мире, вытесняет натуральную. В итоге, найти натурального молока в этих местах не так-то просто.

По поводу нашествия западной продукции индийцы сетуют, что это проблема. Раньше, рассказывают, мяса здесь почти не ели, ну, может, несколько раз … в год (!), больше не хотелось. И жили себе прекрасно, все были здоровы. Но свободный рынок принес явления типа KFC и всего прочего. Исколотое гормонами и антибиотиками мясо, а к нему — безжизненные овощи, мертвый хлеб.

С овощами/фруктами дело обстоит не лучше. Но, опять же как и везде, осознание проблемы приводит к новым решениям — теперь многие стараются выращивать что-то своё — на тех небольших участках земли, которыми они располагают или даже … на крышах домов. Дело в том, что в основном у домов, даже одноэтажных, крыши плоские. Такая вот традиция в строительстве. Не знаю, почему так сложилось.

Интересно, что я не увидел на рынках какого-то изобилия овощей/фруктов. С тем, что можно увидеть на московских рынках летом, не сравнить. Моя версия — на юге Индии все-таки слишком жарко, многое везут с севера. Яблоки здесь точно не растут. Вообще, средняя температура тут в течение года практически не меняется, ну может на пару градусов только. Летом много дождей — это еще одна особенность (поэтому туристический сезон длится где-то полгода — и это в местах, которые почти рядом с экватором!).

[ * * * ]

Немного об отношениях — как это принято в Индии.

Меня просвещает Судхиш: «Предположим у тебя есть дочь, а у меня сын. Сначала я наведу справки о тебе — что у вас за семья, кем работаете, какое образование у дочери. Потом, если меня все устроит, я, допустим, позвоню и скажу, мол, так и так, есть у меня сын, может, познакомим наших детей? Тогда ты должен будешь ответить, что идея хорошая, но надо подумать. Это для того, чтобы узнать что-то теперь о нашей семье. Потом, если ты увидишь, что в принципе идея неплохая, мы закажем гороскоп на совместимость. Это важно! Бывает же так, что по гороскопу видно — жена будет причиной смерти мужа. Тогда свадьбе не бывать! Дальше, если гороскоп нормальный, можно будет встретиться. Там-то наши дети и познакомятся. Нет-нет, это не вечеринка. Мы можем прийти, скажем, в воскресенье утром. Посидим, попьем чай. Потом мы созвонимся. Если, допустим, твоей дочери мой сын не приглянулся, ты должен будешь сказать: «Знаешь, Судхиш, мы подумали и решили, что еще рановато замуж, надо еще какое-то время поучиться». Ну, чтобы не обидеть. А если они друг другу понравились, то можно назначать дату свадьбы!»

«А если они сами где-нибудь познакомятся, как тогда?», — задаю я резонный вопрос.

«Тогда им надо будет спросить нашего разрешения. И хотя бы сделать вид, что решение они оставляют за нами — родителями. Нам, конечно, скорее всего придется согласиться — куда деваться».

«А если не спросят? Или если поженятся, а родители против?»

«Тогда конфликта не избежать. И разрыва в отношениях. Но время пройдет и все наладится».

Я вспоминаю эпизод из книги «Автобиография йога», которую взял собой в Индию. Жениху (он по профессии — врач) на свадьбе впервые показывают его невесту. Он от удивления спрашивает: «Кто это?». В ответ: «А это, доктор, вам скелет для изучения». Просто барышня очень уж худой оказалась… :)

[ * * * ]

В один из дней мне повезло встретиться с астрологом. Это был довольно колоритный мужчина — необычно крупный (необычно — для интеллектуальной профессии), средних лет, с большой бородой. С собой у него были какие-то аутентичные дощечки с непонятными надписями и ноутбук. Контрастно.

Какое-то время мы с ним вместе искали город Москву в справочнике его программы. Нашли. Потом началось основное общение.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что, если вы владеете английским языком, то, по идее, в Индии у вас не должно возникать проблем в коммуникациях. Но есть такая вещь, как произношение — оно здесь весьма специфично. Поэтому нередко весьма простые и знакомые слова распознать не получается. Вот, например, многие игнорируют звук, образуемый сочетанием «th», заменяя его на «т» или «д». Так что сходу не поймешь, что «брит ин» — это «вдохни». То же самое, когда говоришь сам: даже если изъясняться максимально просто, тебя могут не понять именно из-за произношения.

К чему я это — именно к тому, что с астрологом все было примерно так же. Он говорил — я с трудом понимал и переспрашивал, и наоборот. Вот так сошлись звезды в тот момент :)

Астролог, кстати, представлял довольно необычную (в моем понимании) школу. Помимо традиционных интерпретаций карты, он также владел приемами хиромантии; так что, помимо расположения планет, он поизучал и линии на моей ладони. Еще у него была баночка с ракушками (их было 108, это особенное число); ракушки эти использовались для ответов на вопросы. Происходило это так: я задавал вопрос, он кидал ракушки, затем их сгруппировывал в кучки по какому-то принципу, потом что-то подсчитывал и как-то сверял все это дело с тем, что видел на экране компьютера.

Что касается моего прошлого, то, в основном, все, конечно же, совпадало с реальностью. Ответы на некоторые вопросы (типа «как поступить») немного удивили…

После меня пришел черед одной женщины, которая также жила в аюрведическом центре в одно время со мной. Я, несмотря на все трудности, выполнял функции переводчика. Собственно, других вариантов с переводом и не было.

Пару раз я попадал в затруднительные ситуации. Меня, например, учили не давать советов, разводиться или нет. Здесь же пошла такая информация… «Her husband is totally wrong and his family is also totally wrong» («Ее муж абсолютно неправильный, так же, как и его семья»). Я попытался начать издалека, но удивительным образом астролог избавил меня от проблемы: он просто буквально не давал переводить. Только я начну, а он: «wait!» («подожди») и еще что-то там добавляет, уточняет. Я пытаюсь переводить дальше, а он опять… В общем, в итоге я ограничился какими-то короткими тезисами.

Вопросы от этой женщины тоже звучали, и вновь астролог кидал ракушки. «I will teach you» («Я научу тебя») — покровительственно сказал он мне, завидев мое любопытство. К тому времени я ему уже рассказал, что тоже изучаю астрологию.

После консультации астролог пообещал направить нам текст с консультацией по электронной почте. К моменту написания этой заметки мне ничего так и не пришло… Не зря же говорят, что знать свое будущее бывает опасно :) Хотя в будущее я особо не лез, с настоящим бы разобраться.

Кстати, есть такое мнение, что индийцы не слишком обязательны в исполнении обещаний. Будто бы любят «кормить завтраками». Не слишком торопиться. Не знаю. Я не готов отвечать за 1,2 млрд человек, что населяют эту страну. Но с теми четырьмя-пятью людьми, с которыми я имел дело, все обстояло именно так. Что поделаешь… :)

Вспоминаю — было забавно, когда в день своего прибытия в Индию я подъехал на такси к отелю. Я знал, что стоимость такси входила в общую стоимость проживания. Но! Знал это только один я. Поскольку приехали мы ночью, нас никто не встречал, только спустя какое-то время проснулся один из массажистов и объяснил, что-де жить я должен в отеле, а не в самой клинике. Это все, чем он нам смог помочь. Про то, кто должен платить, ему было вообще неведомо. В общем, немного посомневавшись, с таксистами расплатился Судхиш (а у меня рупий не было в принципе).

[ * * * ]

Время собираться в обратный путь. Как полагается, надо привезти домой много всякой всячины. К тому же дает знать экономика: разница в ценах возбуждает аппетит.

Специи — это понятно. Кстати, я немного удивился, но в нашем «Джаганнате» выбор, пожалуй, побольше. Здесь же специи продаются в обычных супермаркетах, никакого тебе сказочного антуража. Выбор, к моему удивлению, небольшой. Но — все местное, так что вопрос о качестве, по идее, стоять не должен.

Гхи, то есть топленое масло. Вот как не взять с собой баночку настоящего индийского гхи? Продается оно тоже в обычных супермаркетах. По качеству — надо сказать, может и лучше (хоть и промышленного производства), чем топленое масло, которое я покупаю у российских фермеров.

Вслед за топленым маслом нельзя не соблазниться и кунжутным. Пригодится же! Можно делать самому лекарственные масла. Для массажа. Почему нет? Особенно, когда разница в цене — раза в два. Та же история с рисом басмати — так и поездка может окупиться!

Всегда хочется порадовать близких экзотикой. Например, фруктами. Хорошо, что хватило ума не взять с собой кокосы в «оболочке» (те, из которых пьют сок, а потом выскребают мякоть) — каждый весит килограмма по четыре уж точно. С таким грузом будет светить плата за перевес. Ограничился манго и папайей. Ну и маленьким арбузом. И бананами…

Также надо (ох уж это слово) показать каких-нибудь местных лакомств. Захожу в кондитерскую, объясняю, что хочу именно индийских сладостей. Предлагают халву, ладду и что-то еще.

Что еще… Тулси! Кто не знает — это такое растение, его можно выращивать в квартире. Как считается, гармонизирует пространство помещения. Мне его выкопали из палисадника и положили в рулон для пищевой пленки (это чтобы не помялся при переезде). Индийские пограничники, завидев торчащий из сумки росток, потом так и восклицали: «Тулси!». С какой-то смесью восхищения и удивления. Наверное, получилась неплохая проходка :)

Экономика бывает странной. Например, я так и не понял, почему индийский кешью стоит в Индии столько же, сколько вьетнамский — в России. Это притом, что завод по его переработке я видел своими глазами. Ну да ладно. Всего не увезешь. Похожая картина с шафраном. Есть кашмирский (якобы настоящий — продается у «проверенных» людей) — он подороже, чем в Москве. Есть какой-то другой, он подешевле («проверенные» люди его не рекомендуют). И тот, и другой, упакованы как полагается: в коробочке по 2 гр., перевязаны ленточкой. Беру все-таки тот, что подешевле — как потом выяснилось, напрасно. Хотя, кто знает, может, и кашмирский разочаровал бы? Кстати, кто не в курсе, не покупайте шафран на обычных рынках — это подделка, сто процентов. Настоящий шафран продается в виде тычинок, а не в порошке, упакован он обычно в красивые в коробочки по 1—2 грамма (что, собственно, ничего не гарантирует), и стоит немалых денег.

Что касается индийского чая, то тут голову ломать не пришлось. Черный и зеленый — все предельно просто. Это вам не китайское разнообразие.

Нагрузившись, я с трудом смог попасть в самолет. Несколько раз перераспределял вещи между ручной кладью и багажом — все не получалось уложиться в лимиты. Но закончилось все благополучно.

[ * * * ]

Вот, пожалуй, и все.

Я начал с признания о том, что во время этой поездки я мало чего узнал об Индии. Этим же и закончу. Есть повод вернуться?…

Предыдущая заметка:
Следующая заметка:

Комментарии (1) | RSS комментариев

Анатолий, 4.3.02016, 13:54:

Главное — это искренние и свежие впечатления и переживания россиянина. Знакомство с иной цивилизацией — это сложное и трудное дело. Я недавно узнал, что у индусов нет паспортов и там сейчас начали внедрять электронные технологии идентификации. Видимо, и численность населения (1.2 млрд) определена «на глазок». В то же время — это древнейшая культура. В общем, очень интересно.

Что вы об этом думаете?

Имя *
Email * (не публикуется)
Сайт
Авторские права, 2012—2017, Михаил Колесник. Контакт.

В этом блоге я делюсь своим опытом применения в повседневной жизни древних знаний, пришедших к нам с Востока. Меня интересуют вопросы здоровья, взаимоотношений, мышления. Аюрведа, ведическая астрология (джйотиш), йога и многое другое

Подписаться по RSS

Полезные ссылки

Аюрведа

Кулинарные рецепты

Йога, оздоровление, духовные практики

Дети, материнство

Магазины и кафе здорового питания

Useful links